Mormon Newsroom
Комментарий

Различия и достоинства

"Людям и сообществам нужно пространство, в котором можно испытывать различные модели религиозного опыта". – Алан Мис и Натан Оман[1].

Разве жизнь не была бы легче, если бы все были одинаковыми? Только подумайте о конфликтах, которых можно было бы избежать, если бы мы все хотели одного и того же, голосовали одинаково и ходили в одну церковь. Проблема, однако, заключается в том, что такого мира не существует.

Искушение "сделать всех нас одинаковыми, – сказал Дитер Ф. Ухтдорф, Второй советник в Первом Президентстве Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, – противоречило бы гению Бога, Который создал каждого человека не таким, как его брат"[2].

Общество пестрит группами по интересам, политическими лагерями, культурными фракциями и религиозными организациями, выдвигающими свое видение добра. И тем лучше для сообщества, когда каждому из нас есть, что сказать. Наши различия могут обогащать наше совместное существование, однако до тех пор, пока они никому не вредят и никого не принуждают.

Раввин Джонатан Сакс сравнил нашу социальную реальность с функционированием мироздания: "Так же, как природная среда зависит от биоразнообразия, так и среда обитания человека зависит от культурного разнообразия, потому что ни одна цивилизация не охватывает все духовные, этические и художественные выражения человечества"[3]. Равновесие среди множества, а не доминирование кого-то одного, дает больший шанс стабильности.

Поскольку ни у одной группы нет монополии на все мудрое, прекрасное и праведное, мы все можем учиться друг у друга. В нашем опыте и взглядах имеются пробелы, которые необходимо заполнить. Мы находим смысл в человеческих отношениях, когда выходим за рамки своего мировоззрения и открываем достоинства других людей, даже если мы не согласны с ними. Но никому не нужно предавать свою индивидуальность.

Такое взаимодействие между людьми разных взглядов называется плюрализмом, при котором общество организовано в рамках общих законов и цивилизации, но без единой системы убеждений, влияющей на все. Не одна и даже не две, но множество точек зрения и традиций могут сосуществовать в рамках общих нравственных норм. Подобный идеал действует только тогда, когда люди развивают привычки и манеры, благодаря которым ведут себя учтиво, с пониманием относясь к уникальным представлениям своих ближних о мире. От этого зависят мир и порядок, особенно в эпоху изобилия различных умозрительных построений, идеологий и претензий на истинность.

Разнообразие является нормальным явлением для общества, но проблема возникает, когда сильнейший требует единообразия от всех. Нас заставляют приходить к единому мнению. Сила, подавляющая различия, увеличивается, и во имя единства сильный доминирует над слабым. Но обычно такая тенденция приносит обратные результаты. Вместо единства мы получаем репрессии, а напряжение только возрастает. Целью плюралистического общества, однако, является сведение подобной борьбы к минимуму.

Политолог Сэмюэль Хантингтон говорил, что из всех элементов, определяющих цивилизацию, "самым важным, как правило, является религия"[4]. Так что не удивительно, что в основе многих конфликтов в мире лежат религиозные различия. Но решение состоит в том, чтобы позволить этим различиям процветать, а не душить их. Результаты исследований показывают, что защита многообразия религиозного опыта во многом связана с большими гражданскими и политическими правами, с большей свободой печати и экономической свободой, с уменьшением количества вооруженных конфликтов, с улучшением здоровья, с повышением уровня доходов, с получением женщинами лучшего образования и ростом общего развития человека[5]. Короче говоря, религиозный плюрализм открывает дверь для полноценной жизни.

Наши разногласия, как писал один из комментаторов, не должны быть направлены "друг против друга в смертельной схватке"[6]. Разнообразие, несомненно, усложняет жизнь, но в то же время делает ее более стоящей. Страхи по поводу наших различий чаще представляют для нас бо́льшую опасность, чем сами различия.

Снова и снова Библия заостряет наше внимание на тех, кто не похож на нас. "Страннолюбия не забывайте, – говориться в ней, – ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам"[7]. Точно так же и наши различия могут быть скрытым благословением, потому что человеческое достоинство не всегда очевидно с первого взгляда.

___

[1] Alan J. Meese, Nathan B. Oman, “Hobby Lobby, Corporate Law, and the Theory of the Firm,” Harvard Law Review Forum, May 20, 2014.

[2] Дитер Ф. Ухтдорф, "Четыре титула", апрельская Генеральная конференция 2013 г.

[3] Jonathan Sacks, The Dignity of Difference (2005), 62.

[4] Samuel P. Huntington, The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order (1996), 42.

[5] See Brian J. Grim, Roger Finke, The Price of Freedom Denied (2011), 206.

[6] Ross Douthat, “A Company Liberals Could Love,” New York Times, July 5, 2014.

[7] К Евреям 13:2.

Примечание по стилю изложения:Рассказывая о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, просьба при первичном упоминании приводить полное наименование Церкви. Чтобы получить дополнительные сведения относительно порядка использования названия Церкви, обращайтесь в Интернете к нашему Руководство по стилю оформления.